Василий Верещагин и Куба.
17 февраля 2022 года в Центральном Доме Учёных состоялся Круглый стол «Верещагин и Куба», посвящённый 180 – летию со дня рождения великого, русского художника Василия Васильевича Верещагина и 120-й годовщине его визита на Кубу.
Основной целью проведения Круглого стола является сохранение памяти и увековечение имени Василия Верещагина, который был чрезвычайно многогранен как личность, живописец, философ, писатель, этнограф, историк, репортёр и исследователь.
В своих картинах, этюдах и зарисовках Верещагин описывал жизнь простых людей, народные традиции, обычаи, памятники архитектуры и пейзажи, писал удивительно живые портреты, а в батальных сценах выступал, как пацифист, против насилия и войн и, таким образом, боролся за сохранение мира.
«Одни, — писал Верещагин, — распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту её разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок».
В работе Круглого стола приняли участие кубинская делегация во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Куба Хулио Антонио Гармендия Пенья, представители Центрального Дома Учёных, Российского общества дружбы с Кубой, Министерства Иностранных Дел РФ, Государственной Третьяковской галереи, Мемориального Дома-музея Верещагиных, Бюро Творческих Экспедиций, Представительства Вологодской области при Президенте РФ, журнала «Tour Press TV» и другие.
Открыл заседание Круглого стола Михаил Маркович Макарук, который выступил с приветственным словом и поделился воспоминаниями о том, что о творчестве Василия Васильевича Верещагина узнал от директора школы, воевавшей во время Великой Отечественной войны комиссаром партизанского отряда. На стенах школы висели портреты Александра Васильевича Суворова и картины Василия Верещагина, на которых воспитывались учащиеся школы.
Кубинский посол Хулио Антонио Гармендия Пенья рассказал о том, что во время учёбы в институте изучал биографию и творчество Василия Верещагина, а также защитил дипломный проект, в котором описывались экспедиции Верещагина на Кубу и его картины, посвящённые Испано-кубино-американской войне 1898 года.
Научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Светлана Леонидовна Капырина рассказала о том, что кубинский поэт, писатель, философ и публицист Хосе Марти, посетивший выставку картин Василия Верещагина в 1888 году, написал статью «Выставка работ русского художника Верещагина в Нью-Йорке». Картины Верещагина произвели на Хосе Марти и на посетителей выставки неизгладимое впечатление, успех выставки был огромен. Марти понял глубину и сущность творчества Верещагина, выражавшего в своих картинах протест насилию, порабощению и войнам. Хосе Марти и Василий Верещагин были близки по своему духу, внутренней свободе и обострённому чувству справедливости, поэтому Марти писал: «Когда нет свободы, единственное оправдание искусства и его право на существование – в служении свободе! Всё в огонь, вплоть до искусства, лишь бы зажечь пламя свободы!» Марти подчеркнул в полотнах Верещагина «необычайную живость, размах, эпическую широту и чистоту души», которые «сразу же выдают…родину художника».
В 2018 году в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка картин Василия Верещагина, посвящённая 175-летию художника. Картины Верещагина демонстрировались в залах по сериям и темам, посвященным его путешествиям: «Туркестанская серия», «Балканская», «Индийская», «Японская», «Палестинская серия», «Русский Север» и «Трилогия казней». К сожалению, из «Кубинской» и «Филиппинской» серий не было представлено ни одной картины. Основная часть картин из этих серий находятся в музеях и частных коллекциях в США, а также на Украине в Николаевском областном музее им. В.В. Верещагина. Есть несколько картин из этой серии в Ярославском художественном музее.
Ольга Юрьевна Белозёрова, научный сотрудник Мемориального дома-музея Верещагиных рассказала об основных мероприятиях, организуемых Череповецким Музейным Объединением в 2022 году, посвящённых 180-летию со дня рождения Василия Васильевича Верещагина и 120-летию его прибытия на Кубу. В течение года на телевидении и в СМИ будут организованы презентации книги «Детство и отрочество», написанной самим Василием Васильевичем Верещагиным. В сентябре состоится Межрегиональный пленэр художников России. 25-27 октября пройдут «Верещагинские дни», которые проводятся в Череповце ежегодно. Планируется провести выпуск юбилейной почтовой марки «К 180-летию со дня рождения Василия Васильевича Верещагина» и торжественное гашение. В Доме творчества состоится открытие выставки «Казалось мир мне будет мал» подлинных работ В.В. Верещагина, предоставленных Государственной Третьяковской галереей, Ярославским художественным музеем, Вологодской картинной галереей и Череповецким музейным объединением. В городе Череповец, на малой родине Василия Васильевича, есть улица Верещагина, Училище искусств и художественных ремёсел имени В.В. Верещагина, Центральная библиотека имени В.В. Верещагина. 26 октября 1957 года на площади Металлургов в честь 115-й годовщины со дня рождения, был открыт памятник В.В. Верещагину, который представляет собой бюст на высоком постаменте. Авторы: скульпторы Б. Едунова, А. Портянка; архитектор А. Гуляев.
Ольга Юрьевна прочитала доклад Бласа Набеля Переса «Художник В. В. Верещагин и Куба». О жизни великого русского художника Василия Васильевича Верещагина писали многие. Кубинский историк, филолог, писатель и дипломат Блас Набель Перес (Blas Nabel Pérez) много лет работал в Советском Союзе и в России и хорошо изучил творчество живописца Василия Верещагина.
Одним из этапов жизненного пути Василия Верещагина (26.10.1842-13.04.1904) стали его путешествия в 1901 и в 1902 годах на острова Филиппины и Кубу. Намереваясь продолжить писать серию картин, направленных против завоевательных войн, Верещагин в своих работах захотел рассказать об Испано-кубино-американская войне 1898 года, в результате которой США захватили бывшие испанские колонии в Карибском регионе и на Филиппинах. На Кубе Верещагин встречался с очевидцами и участниками недавно закончившейся войны с Испанией. Художник трижды посетил Кубу.
Верещагин, как всегда, стремился увидеть всё своими глазами. В 1900-1901 годах художник отправляется на Кубу и Филиппины, а в 1902-м дважды посещает Кубу, к тому моменту провозгласившую независимость, но ещё оккупированную американскими войсками.
Первым делом он посещает берег бухты Гаваны, где 15 февраля 1898 года был взорван бронированный крейсер военно-морских сил США «Мэн» («Main»). Взрыв был такой чудовищной силы, что в один момент унес жизни 266 человек из состава матросов и младших офицеров. Да, тогда чудесным образом выжили только командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Эта террористическая акция и послужила поводом для объявления американцами войны Испании. Только много лет спустя расследование останков судна показало, что взрыв был устроен в носовой части крейсера изнутри. Этот факт дал повод к предположениям о провокации американских спецслужб, не пожалевших своих же граждан.
Война США с Испанией продолжалась недолго, шла преимущественно вокруг Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов и унесла с обеих сторон в общей сложности свыше 20 тысяч человек. (Сюда не входят многочисленные жертвы среди мирных кубинцев и повстанцев-мамби).
Узнал Василий Верещагин и о том, что ещё в 1895 году войну против Испании за независимость Кубы начали местные патриоты-«мамби», идейным руководителем которых был Хосе Марти, Апостол кубинской независимости. Война была долгой, тяжелой, кровопролитной, и когда повстанческая армия кубинцев уже была близка к победе, а испанцы сильно ослабли и несли поражения, вмешались Соединенные Штаты»…
Верещагин приезжал на Кубу из США, где лично познакомился с президентом Теодором Рузвельтом, который обещал ему своё содействие и даже согласился позировать художнику. В январе 1902 года Верещагин пишет Л. В. Верещагиной: “Пришло ко мне сейчас известие, что президент (Рузвельт) будет рад помочь мне в писании картин, и если дело сделается, как я думаю и надеюсь, по-хорошему, то я съезжу в Вашингтон, потом в те места, где живут, бывшие с Рузвельтом на войне, потом на Кубу, где напишу этюды”.
В Гаване Верещагин встретился с известным кубинским художественным критиком Эзекиэлем Гарсиа, с которым его связывали дружеские отношения: они познакомились в Париже летом 1900 года, на персональной выставке Верещагина в галерее Ж. Пети (“Cercle Artistique Littèraire”). Гарсиа был преподавателем и библиотекарем Гаванского университета, главным редактором двух гаванских газет, а так же редактором газеты «Кубинская республика», издававшейся в Париже; кроме того, он являлся президентом секции изобразительных искусств мадридского «Атенея» и его гаванского кружка. Верещагин объезжает весь остров Куба и, несмотря на трудности с сообщением, добирается до своей заветной цели – красивейшего города Сантьяго-де-Куба, где два местных жителя, Гутьеррес и Пепе Херес, сопровождают его по местам главных сражений и предоставили образцы военной формы, в которой Верещагин нуждался для эскизов.
Как и все предыдущие путешествия, поездка на Кубу обогатила творчество Верещагина новой тематикой, стала очередной ступенью в постижении противоречий и сложностей человеческого бытия. Из Кубы он привез значительное число рисунков, этюдов и замысел двух серий, во одной из которых намеревался показать быт и природу острова, в другой – раскрыть историю войны. Верещагин увлечён экзотической красотой кубинского пейзажа, пишет море, побережье, тропическую природу, крестьянские жилища. Один из лучших этюдов «Крепость Эль-Морро в Сантьяго-де-Куба» вдохновлён романтической архитектурой острова и местным колоритом. На картине «После военно-морского боя», художник красноречиво изобразил разрушение испанского эскадренного флагмана под предводительством Паскуаль Сервера-и-Тонере при его попытке покинуть морской порт Сантьяго. Естественно, его влекут события испано-американской войны, он не мог и в этом случае уклониться от темы, так сильно владевшей им всю жизнь. Событиям войны посвящено несколько произведений, главные из которых это «Взятие Сен-Жуанских высот». Сохранился один из этюдов к картине в Николаевском областном художественном музее имени В. В. Верещагина. Изображены повстанцы - мамби с их характерным вооружением и одеждой. В образах бойцов живописец убедительно показал героизм кубинцев. Он пишет много этюдов, задумывает новые серии картин. Названия картин говорят о многом: «Взятие Сан-Хуанских высот», «Раненый», «Допрос дезертира», «Шпион», «После морского сражения», а также картины, на которых Верещагин изобразил полюбившиеся ему виды Кубы – «Эль Морро в Сантьяго-де-Куба», «Королевская пальма», «Банановое дерево»…
В "Госпитальную серию" (1901) входят картины: "В госпитале", "Письмо к матери", "Письмо прервано", "Письмо осталось неоконченным", в которых вновь с присущей ему страстностью осуждает войну. На первом, «В госпитале» санитары приносят их раненного соратника, которого встречает медсестра с браслетом Красного Креста. В картине преобладание белого света. Художник стремился отразить озабоченность в добросердечных отношениях людей, которые окружают раненого человека. В следующей картине «Письмо к матери» медсестра, сидя рядом на кровати, где лежит раненый, начинает писать письмо, которое он диктует. В третьей картине «Письмо осталось незаконченным» отражается трагическая сцена: письмо прерывается… смерть. Медсестра поддерживает руку раненого, он уже умер. Её лицо выражает глубокую трагедию сочувствующего сердца. На последнем полотне «Письмо не отправлено» медсестра с низко опущенной головой, безгранично печальна, возможно, что эта последняя молитва. На картине «Допрос перебежчика» со свойственной Верещагину человечностью показано подавленное состояние пленного испанца и самодовольное высокомерие офицера. В картине «Шпион» представлен воин, который опрошен американским офицером. В картине «Раненый» художник изобразил североамериканского воина, получившего ранения в голову, сидящего на своей лошади с кровоточащей раной.
В 1902 году Верещагин посещает Гавану в третий и последний раз. Художник отмечает в своем путевом дневнике, что город Гавана, конечно, никогда при власти испанцев не был таким красивым, как сейчас: улицы его чисты, площади и парки в зелени, не помнят уже о дохлых кошках и собаках, валявшихся на улицах и вызывавших чуму. Бульвары, набережные, деревья и цветы заставляют иностранцев поражаться состоянием кубинских городов».
Верещагин возвратился на родину в тот момент, когда были установлены дипломатические отношения между Кубой и Россией (документ об этом подписан Николаем II 6 июня 1902 года).
В результате его трёх поездок на Кубу и на Филиппинские острова, Василий Верещагин написал более 60 картин маслом, сделал множество эскизов. Сегодня они хранятся в музеях России, Украины и США, а также в частных коллекциях.
Большая часть этих произведений находятся в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина, в котором Верещагину посвящён отдельный зал.
Вскоре по приезде Верещагин публикует статью, в которой излагает свои кубинские впечатления. Казалось бы, он просто описывает события, не давая им оценки, однако, при этом подвергает весьма точному анализу политическую ситуацию на острове.
На страницах «Листков из записной книжки» (1897-1904), Верещагин отмечает: “Можно сказать, что большинство ждёт беспорядков в новой кубинской республике и не прочь снова вмешаться в дела острова, присоединить его к великой республике.
«Annexation» популярно не только в Соединённых Штатах, хотя в этом не хотят сознаваться, но это слово всё чаще и чаще произносится и на Кубе между людьми, видящими как сулящее единственный прибыльный выход из теперешнего денежного земельного и ремесленного кризиса. Голытьба на Кубе, конечно, стоит за свободу и независимость во что бы то ни стало, но сумеет ли она провести их и направить правительство республики к твёрдости, неподкупности и нелицеприятности докажет только будущее».
Владимир Николаевич Анисимов, академик Российской академии художеств, куратор выставки «О, Гавана! Транзит…» рассказал об уникальной художественной экспозиции, посвящённой 500-летию Гаваны и юбилею дипломатических отношений между СССР, Российской Федерацией и Республикой Куба. Выставка «О, Гавана! Транзит…» является трансконтинентальным художественно-просветительским проектом, организованным Российской академией художеств и «Бюро творческих экспедиций». На выставке представлено 100 картин и предметов, созданных за всю историю дружественных отношений между странами. Темы произведений разнообразны: от пафоса революции, кубинских пейзажей и карнавала до портретов выдающихся деятелей Кубы.
Николай Егорович Мануйлов, вице-президент РОДК рассказал о планах работы в 2022 году по сохранению и увековечению памяти о Василии Васильевиче Верещагине.
28 января на Круглом столе, посвящённом 169-летию со дня рождения Хосе Марти, президент РОДК Алексей Михайлович Лавров предложил издать фотоальбом, в который войдут изображения картин Василия Верещагина, представленные на выставке в Нью-Йорке в 1888 году и о которой Хосе Марти написал статью в газете «Насьон» в марте 1889 года. Кроме этого, в альбом войдут фотокопии картин Верещагина из «Кубинской» и «Филиппинской» серий.
Планируется провести Круглый стол «Хосе Марти и Верещагин» и фотовыставку «Василий Верещагин: русский художник – новатор».
На Круглом столе прозвучало предложение об увековечении имени Василия Васильевича Верещагина, установив ему памятную плиту в Гаване в честь 180-летия со дня рождения и 120-й годовщине прибытия на Кубу. Это предложение было единогласно поддержано участниками Круглого стола.
Далее для участников Круглого стола были продемонстрированы два видеофильма: «Пять картин Василия Верещагина, которые нужно знать» и «Картины Верещагина, лекция профессора РГИСИ, искусствоведа Николая Николаевича Громова».
В ходе обсуждения лекции возникла дискуссия о том, где произошло событие, изображённое на картине Василия Верещагина «Шпион» (эпизод из испано-кубино-американской войны, 1901), на Кубе или на Филиппинах?
После гибели Верещагина в 1904 году осталось его богатое художественное и историческое наследие, сотни замечательных картин, рисунков, набросков и дневниковых записей. А среди них пока ещё недостаточно изученная серия работ об Испанской-кубино-американской войне и о Кубе.
Илья Репин, художник-реалист:
«Ах, знаете, господа, Верещагин такой гигант, что, приступая к его характеристике, я испытываю неловкость. Когда смотришь на этого колосса, всё кажется вокруг таким маленьким, ничтожным».
Хосе Марти: «Русский художник – новатор… Это человек, полный страсти и красок, рычащий, искренний и могучий. Каким образом, обладая столь созерцательным характером, свойственным русским, такой наблюдательностью и умением передать в живописи увиденное, изображает этот художник с величайшим драматизмом французов, с порывистостью испанцев, сражение в полном разгаре, яростную лавину кавалерийской атаки, жаркий рукопашный бой!»
Автор текста: Николай Мануйлов
Фотографии: Николай Мануйлов и Сергей Богданов
Картины и зарисовки Василия Васильевича Верещагина из «Кубинской» серии