Фёдор Васильевич Каржавин – первый народный дипломат России на Кубе

«…Двенадцать лет я выжил в разных областях, как холодныя, так и теплыя Америки; был всего 28 лет вне отечества: следовательно, довольно поездил, правда не по белому свету, хотя его так и называют, однако и не по черному, но по простому, каков он есть, и везде старался увидеть диких людей и Немцев, однако все мои старания были тщетны; множество народов я видел, которые не так живут, как мы, не так, как протчиеЕвропцы; видел я людей разумных, видел и глупых, везде я нашел человека, но дикаго нигде, и признаюсь, что дичее себя не находил…»

21 февраля в Центральном Доме учёных РАН в рамках работы Секции географии состоялся Тематический вечер "Забытые имена русских путешественников: Фёдор Васильевич Каржавин - "Русский Кристофор Колумбус" К 275-летию со дня рождения.

Вечер открыл Председатель секции географии доктор географических наук, профессор Дмитрий Леонидович Лопатин. С докладами о "Русском Американце" Фёдоре Каржавине выступили президент РОО "Русская Америка" Владимир Георгиевич Колычев и его коллега, ветеран дипломатической службы, журналист Геннадий Иванович Шевелёв. О жизни Фёдора Каржавина на Кубе с 11 августа 1782 года по 5 августа 1784 года и об истории установления взаимоотношений России и Кубы рассказал вице-президент Общества дружбы с Кубой Николай Мануйлов.

После выступлений докладчиков был показан документальный фильм "Жизнь и деяния Фёдора Каржавина", а также видеофильмы о Кубе, рассказывающие о природе Кубы и о культуре коренных жителей - индейцев. Николай Мануйлов прокомментировал видеофильмы и рассказал об истории открытия Христофором Колумбом островов Гаити и Куба, о борьбе индейцев во главе с вождями Атуэем и Гуамой против испанских захватчиков-конкистадоров. В вечере приняли участие вице-президенты РОДК Сергей Васильевич Богданов и Виктор Васильевич Шабрин. В качестве почётных гостей на вечере присутствовали сотрудники посольства Республики Куба, которые отметили, что их заинтересовала судьба Фёдора Каржавина, первого русского человека, побывавшего на Кубе, выступавшего против рабства чернокожих невольников и угнетения коренных жителей острова Кубы со стороны испанских колонизаторов.

Как известно, Христофор Колумб 28 мая 1492 года отправился на трёх кораблях («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») в экспедицию через Атлантический океан с целью открыть кратчайший и прямой путь в Индию, не огибая Африки. 12 октября Колумб приплыл к острову Гванагани, входящему в группу Багамских островов. Это и был первый остров Америки, открытый Колумбом и названный им Сан-Сальвадором, в уверенности, что это один из прибрежных островов Индии. От местных жителей моряки узнали о том, что в южном направлении находится очень большой остров Куба.

28 октября 1492 года Колумб «вступил в устье…очень красивой реки» в бухте Бариэй на северо-востоке острова Куба, 76 з.д.

Маршрут плавания Христорфора Колумба вдоль северо-восточного берега острова Куба
Маршрут плавания Христорфора Колумба вдоль северо-восточного берега острова Куба

Колумб предполагал, что находится у одного из полуостровов Юго-Восточной Азии. Пройдя немного вглубь острова, испанцы увидели селения, сотни людей и обработанные поля с неизвестными растениями – картофель, маис (кукуруза) и табак. Но одно растение, хлотчатник оказалось знакомо. Из него женщины заготавливали тюки с хлопком, скручивали пряжи, изготавливали ткани, шили одежду и плели сети. В их домах испанцы впервые увидели гамакии как аборигены курили табак. Но испанцев интересовало в первую очередь золото, поэтому дальнейшее плавание на запад казалось бесцельным и Колумб, считая, что достиг бедных районов Китая, решил продолжить плавание на юго-восток в поисках богатой Японии.

6 декабря Колумб достиг острова Гаити. Местные индейцы племени таино, живущие на острове, называли свою родину Кискьей. А испанцы назвали его Ля Эспаньола, так как напоминал им родную Испанию. Колумб бросил якорь в Кискьей в декабре 1492 года. Он основал здесь город Сан-Николас. Великий мореплаватель был в восторге от Эспаньолы — «Малой Испании», так как там «тянутся прекраснейшие… долины, весьма похожие на земли Кастилии, но во многом их превосходящие».Об индейцах-таино Колумб писал: «Кажется, что эти люди живут в золотом веке. Они счастливы и спокойны в открытых садах, не огороженных заборами и не охраняемых стенам. Они искренне встречаются друг с другом, живут без законов, без книг и без судей».

У местных жителей испанцы увидели то, что так долго искали и к чему стремились - тонкие золотые пластинки и небольшие слитки. 22 декабря Колумб записал в дневнике: «…индейцы были так простодушны, а испанцы так жадны и ненасытны, что не удовлетворялись, когда индейцы за… осколок стекла, черепок разбитой чашки или иные никчемные вещи давали им все, что только они желали. Но, даже и не давая ничего, испанцы стремились взять… все».

Высадка испанцев на остров. Рисунок 1493 г.
Высадка испанцев на остров. Рисунок 1493 г.

25 декабря «Санта-Мария» села на рифы. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля был построен на о. Гаити форт, названный Ла-Навидад (Рождество). Колумб оставил здесь 39 моряков, вооружил форт пушками с «Санта-Марии» и оставил им припасов на год.

4 января 1493 года Христофор Колумб, взяв с собой несколько островитян, отправился на маленькой «Нинье» обратно в Испанию, чтобы лично сообщить об успехе экспедиции. 15 марта 1493 г. адмирал привел «Нинью» в Палое, в тот же день туда прибыла «Пинта». Колумб привез с собой немного золота, островитян, которых в Европе стали называть индейцами, странные растения, плоды и перья диковинных птиц. По всей Европе распространилась весть о великом открытии.

Колумб, по достоинству оценивая красоту Кубы, написал в своём дневнике, что прекраснее этого острова ещё не видели глаза человека. Но эпитет «прекрасный» не включал отношения испанских конкистадоров к сотням тысяч аборигенов, населяющих Кубу и ближайшие острова. Не смотря на отчаянную борьбу индейцев во главе с вождями Анакоаной,Бонао, Гуатигуана, Токубанама, Маирени, Тулулао, Маншкатеоха,Каонабо, Атуэем и Гуамой практически всё местное население было уничтожено..

Индейцы, обитавшие на островах Гаити и Санто-Доминго, приплыли на восточное побережье острова Куба, спасаясь от испанских конкистадоров. Касик Атуэй собрал группу восточных индейцев и в течение нескольких месяцев оказывал вооружённое сопротивление испанцам. Но их вооружение и организация уступали испанским. Сопротивление было подавлено, а касик Атуэй был захвачен в плен и заживо сожжён на костре.

Конкистадоры на Кубе. Казнь вождя Атуэя. 1512 год. Старинная гравюра
Конкистадоры на Кубе. Казнь вождя Атуэя. 1512 год. Старинная гравюра
Этот рисунок изображает рабский труд в Эспаньоле (Гаити). Это раннее изображение рабского труда в Америке, на котором показано, что испанцы заставляли индейцев работать на шахтах.
Этот рисунок изображает рабский труд в Эспаньоле (Гаити). Это раннее изображение рабского труда в Америке, на котором показано, что испанцы заставляли индейцев работать на шахтах.

Испанцам на новых землях нужны были рабы. Сначала ими были аборигены – индейцы острова Гаити. Но индейцы умирали так быстро, что хозяева не успевали набирать новых. Это происходило потому, что индейцы, привыкли жить свободно и особо не прикладывали усилий, чтобы добывать себе в этом райском месте пищу, которой было вдоволь. Они всегда жили, даже не заботясь о завтрашнем дне. Рыбы и птицы было так много, что они никогда не заготавливали ни мясо, ни рыбу впрок.

Когда испанцы превращали аборигенов в рабов, то они от тяжёлой работы быстро выбивались из сил, заболевали и умирали. Индейцы также сотнями и тысячами умирали от болезней, завезенных к ним из Старого Света, которыми их наделяли испанцы.

Вот основные виды болезней:

холера, которая проникала с гнилой водой из испанских кораблей;

чума, которая передавалась через чумных блох, носителями которых были лошади, собаки и корабельные крысы;

оспа, которая была очень частым гостем и «косила» самое большое количество аборигенов.

Из-за болезней, в результате беспощадной войны на истребление и непосильной работы на Эспаньоле и на ближайших островах к 1518 году из 1 000 000 аборигенов осталось 16 000 тысяч.

Поэтому умные торговцы стали привозить на Эспаньолу чернокожих рабов из Африки, начиная с 1502 года. Чернокожие рабы из Африки были выносливее и преданнее индейцев, которые стали поднимать восстания на всех островах.Золотые и серебряные рудники, которые основали европейцы, требовали огромного количества рабов. Поэтому торговля людьми в Новом Свете приносила огромные деньги. Спрос на рабов был велик. Те, кто это понял, быстро обогатился.

Избиение индейцев плетьми и палками на золотых приисках. Гравюра де Бри. XVI век.
Избиение индейцев плетьми и палками на золотых приисках. Гравюра де Бри. XVI век.

В 1530 году выдающийся русский просветитель, философ-богослов Максим Грек в печатной книге впервые на Руси упомянул слово «Куба». Он написал о том, что европейцы отправились через моря в дальнее плавание и открыли остров Куба: «Древние народы не умели плавать далее Гадира, а главное, не дерзали на это; нынешние же португальцы и испанцы, приняв все меры предосторожности, недавно, лет 40 или 50 тому назад (по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира), начали переплывать на больших кораблях и открыли множество островов, из которых некоторые были обитаемы людьми, а другие необитаемы, и землю Кубу, настолько великую по размерам своим, что даже обитатели её не знают, где она кончается… И ныне там открылся новый мир и новое собрание человеческое.»

Макси́м Грек (1470-21.01.1556) - религиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных.
Макси́м Грек (1470-21.01.1556) - религиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных.

История взаимоотношений между Россией и Кубой началась в XVIII веке. Во время царствования Петра IРоссийское государство стало европейской державой и налаживало связи со многими странами. Россия, по выражению Александра Сергеевича Пушкина «в Европу прорубив окно…», стремилась выйти на мировой уровень и защитить свои интересы. Наиболее смелые, образованные, просвещённые и предприимчивые люди путешествовали по Европе, попадали в поток сложных отношений между народами и государствами, устанавливали дружеские и деловые контакты на личном уровне и нередко становились представителями страны, даже если не имели на это официального права.

В такой жизненной ситуации оказался и Фёдор Васильевич Каржавин (1745-1812), который первый открыл Кубу для Российского государства, ставрусским «народным дипломатом» на Кубе. Сын петербургского купца, Фёдор Каржавин получил блестящее образование в Париже. Его учителями были выдающиеся французские академики и учёные, с которыми Фёдор, благодаря своим знаниям, таланту и эрудиции, общался на равных, оказывая услуги и помощьв переводах, в составлении географических карт, в приобретении российских книг, в изучении русского языка и консультируя по вопросам российской истории. Вернувшись в Россию, Фёдор преподавал французский и немецкий языки в семинарии Троице-Сергиевой лавры, работал помощником великого русского зодчего Василия Ивановича Баженова. В России он пробыл недолго, вновь уезжает в Париж, а затем отравляется через французскую колонию на острове Мартиника в Северную Америку для того, чтобы оказывать помощь молодой американской республике в освободительной войне за независимость против монархической Англии. Каржавин в Америке помогает повстанцам доставать оружие, порох, медикаменты и продукты питания. Для этого Каржавин три раза отправляется на кораблях от острова Мартиника до США. В Америке Каржавин с риском для жизни пешком прошёл большие расстояния между враждующими американскими и английскими войсками, побывал в плену у англичан, бежал из плена, жил у североамериканских индейцев и с мушкетом в руках сражался за свободу бывших английских колоний.

11 августа 1782 года Каржавин приплывает на Кубу под видом капитана Ивана Баха, русского путешественника, разъезжающего по свету «для примечаний, касающихся до географии, физики и натуральной истории».

«Когда я жил в Гаване, на Кубском острову…. служил французскому и гишпанскому народу переводами в химии и врачебном звании».

(Институт русской литературы, Пушкинский дом, ф.93, оп.2, д.100,л.11 об)

Испанская администрация на Кубе не принимала официальных представителей американского конгресса. Но, учитывая то обстоятельство, что Испания воевала с Англией, в резиденции генерал-губернатора Кубы разрешили капитану Ивану Баху быть неофициальным представителем от восставших 13 американских штатов. Живя на Кубе, Фёдор Каржавин занимался переводами, врачебной практикой, преподавал французский язык и отправлял американским повстанцам медикаменты.

Карта путешествия  Фёдора Васильевича Каржавина на Кубу
Карта путешествия Фёдора Васильевича Каржавина на Кубу

Маршрутная хронология:

прибытие на остров Мартиника - 5 ноября 1776 г.

выезд из Мартиники в Нью-Йорк - 20 февраля 1782 г.

прибытие на Кубу в Матансас- 11 августа 1782 г.

выезд из Гаваны в Новый Орлеан - 5 августа 1784 г.

Фёдор Каржавин находился на Кубе с 11 августа 1782 года по 5 августа 1784 года. За это время он успел хорошо её узнать, изучить природу, описать флору и фауну и познакомиться с существующими порядками и с местными жителями, написал и издал немало статей, переводов и книг. Два года он прожил в Гаване, где «сыскал себе хорошее пропитание своим знанием: лечил больных, составлял медикаменты для аптекарей, делал разные водки для питейных лавок и домов и учил по-французски».

Куба, являясь колонией Испании, специализировалась на выращивании тропических культур и скота для снабжения продовольствием Испании и Гаваны, главного порта испанских колоний в Америке.

«Гавана есть главный город на острове Кубе, имеющий изрядную гавань: 1000 кораблей могут в оной покойно умещаться: а вход в нее столь узок, что не можно пройти двум кораблям вместе. Гавана есть всеобщее место собрания всех отправляемых в Америку Испанских кораблей и магазин Морской силы. Там строятся корабли всякой величины с меньшим иждивением, нежели в Испании».

Основная масса коренных жителей острова Куба - индейцев была уже уничтожена испанскими конкистадорами. На остров прибывали выходцы из Испании, а для тяжёлых работ в нарастающем количестве ввозились негры-рабы из Африки.

Испанские колонизаторы быстро усвоили, что негры являются более сильными и выносливыми людьми, по сравнению с местными индейцами. По свидетельству современников один африканец по производительности труда мог заменить на работе несколько индейцев.

Вернувшись в Россиюв 1788 году, Каржавин описал свою жизнь на Кубе и рассказал о злодеяниях, совершенных испанскими колонизаторами против коренного населения Кубы и чернокожих рабов:

«…Мщение, достойное древних Эспаньолов, которые с мечом в одной руке и с крестом в другой, сопровождаемые псами, изрубили, растерзали, сожгли двадцать миллионов душ, как на островах, так и на матерой земле Америки (имянно на островах Порторике, Сан-Доминге и Кубе два миллиона, а на матерой земле 18 миллионов); не имея никакой причины злобы и огорчения на простодушных народов, которые приняли сих странников с обожанием; но единственно для мнимого прославления Бога и для приведения прочих Американцев к познанию некровопролитныя веры Христовой и духа кротости и человеколюбия, на котором она основана…» («Примечания на некоторые места сего описания Караванного хода». 1790 г.)

Казнь королевы племени таинов Анакоаны. Остров Гаити
Казнь королевы племени таинов Анакоаны. Остров Гаити

Анакаона, королева племени таинов призвала народ своего королевства Харагуа к сопротивлению, но индейское оружие не могло соперничать с испанскими аркебузами. И королева, верная традициям таино, решила искать мира. Испанцы тайно окружили здание, предназначенное для переговоров, и, когда доверчивые индейцы вошли в здание, подожгли его. Таино сгорели. Все, кроме королевы Анакаоны. Её испанцы заставили наблюдать всю страшную картину сожжения соплеменников. И только потом, когда от храбрых индейских воинов остался только прах и пепел, правительнице королевства Харагуа было позволено умереть. Анакоану повесили на высоком дереве, где тело храброй кискьейской королевы висело долгое время для устрашения оставшихся в живых гаитянских индейцев, которые могли еще вдруг отважиться поднять голову.

Испанцы повесили 13 индейцев в честь  Иисуса Христа и 12 апостолов.
                        Гравюра де Бри. XVI век
Испанцы повесили 13 индейцев в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.Гравюра де Бри. XVI век

В своих произведениях Каржавин написал, что за всё время своих путешествий по Америке он нигде не встретил «диких людей», а видел, прежде всего, человека, считал все людей равными и призывал к дружбе между народами.

«…Двенадцать лет я выжил в разных областях, как холодныя, так и теплыя Америки; был всего 28 лет вне отечества: следовательно, довольно поездил, правда не по белому свету, хотя его так и называют, однако и не по черному, но по простому, каков он есть, и везде старался увидеть диких людей и Немцев, однако все мои старания были тщетны; множество народов я видел, которые не так живут, как мы, не так, как протчиеЕвропцы; видел я людей разумных, видел и глупых, везде я нашел человека, но дикаго нигде, и признаюсь, что дичее себя не находил…»

Каржавин рассказал о жестокостях испанских колонизаторов по отношению к индейцам и неграм-рабам, о нечеловеческой эксплуатации, основанной на рабстве и лишении бедняков всех прав и свобод:

«…Все берега Африканские и Американские стонут от безчеловечия, с каким сахарные промышленники поступают с черноцветными народами…» (Каржавин Ф.В. «Новоявленный Ведун», 1795 г.)

Говоря о произволе испанских колонизаторов, Каржавин подчеркнул, что черные рабы, предпочитают смерть «для того, чтобы навсегда освободиться от постоянных бедствий, исходящие от белого человека, который не имел на это права, приобретя их вместо животных, чтобы облегчить свою работу ".

Каржавин видел, что на «Сахарных островах» царит бесчеловечная эксплуатация всех «тамошних разноцветных народов», господствует не право, а сила, где «сильный слабому закон» и «тамошним градомудрием установлено, что бы Черные покорялись и были подвластны господствующим Белым».

В своих статьях Каржавина выражает не только сострадание судьбе чернокожих рабов, но и критикует расовые предрассудки того времени и колониальное угнетение на Антильских островах. Каржавин анализирует и даёт характеристику классовому разделению: «….жителей Антильских островов можно разделить на три класса. Первый состоит из Белых. Есть богатые и бедные. Это коррумпированные и развращённые колониальными порядками господа. Второй класс - "Цветные люди". Сюда приходят креолы, мулаты и метисы. Хотя они владеют рабами и недвижимостью, но до чести гражданских и военных достигнуть не могут. Есть богатые и бедные. Третий класс - это "Черные невольники", составляющие большинство населения ".

Фёдор Каржавин с горечью писал, что богатства Кубы, такие как сахар, корица, шоколад, табак и другие продукты, созданные «потовыми трудами» десятков тысяч рабов, отправлялись в Испанию, а оттуда - в другие страны Европы.

Фёдор Васильевич Каржавин был не только первым русским, побывавшим на Кубе, но и одним из первых в истории России, кто донёс русскому народу свои впечатления о далёком острове, осудив существующие на Кубе притеснения бедняков, колониальное угнетение и расовое рабство.

Каржавин, в течение двух лет жил на Кубепод именем русского капитана и путешественника Ивана Баха, в неформальной обстановке общался с представителями других европейских стран и имел дружеские контакты с обычными людьми, способствующие лучшему пониманию культуры, традиций и особенностей жизни русского народа в далёкой России. Таким образом, он являлся неофициальным посланником, представляя Россию на Кубе. По своей инициативе Каржавин сначала поехал в Америку, а потом волею судеб оказался на Кубе, где достойно себя проявил, как гражданин России, так как, получив блестящее образование, он прекрасно применил на практике все свои знания в области медицины, живописи, дипломатии, образования, культуры и т.д. Путешествуя по Америке и Кубе, Каржавин выполнял функции народного дипломата и способствовал становлению дружеских и культурных взаимоотношений между народами России, Америки и Кубы.

Поэтому, в год 60-летия восстановления дипломатических отношений между СССР и Республикой Куба и 275-летия со дня рождения Фёдора Васильевича Каржавина, первого народного дипломата России на Кубе, Общество дружбы с Кубой проводит ряд памятных мероприятий и организует свою деятельность, способствующую улучшению взаимоотношений, взаимовыгодного сотрудничества, лучшему пониманию культуры, традиций и особенностей жизни народов России и Кубы.

Николай Мануйлов

24.02.2020

Поделиться ссылкой:

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ С КУБОЙ

ТЕЛЕФОН: +7(495)510-09-95,776-14-79

EMAIL:

Поиск по сайту