Как был написан неофициальный гимн космонавтов
Владимир Войнович подписал текст своего стихотворения "14 минут" генерал-лейтенанту космических войск, руководителю общества дружбы Россия-Куба Игорю Куринному.
В. Войнович, автор «Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина», имеет прямое отношение к Дню космонавтики - он автор "14 минут", неофициального гимна космонавтов. В нем есть и такое строки -
Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Закурим перед стартом -
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.
Почти все знают, что перед стартом космонавты смотрят "Белое солнце пустыни" и расписываются на двери. Но мало кто знает, что перед стартом они выкуривают сигарету. До сих пор. В том числе и не курящие. Традиция есть традиция.
О том, как создавался неофициальный гимн космонавтов, рассказал сам Владимир Николаевич на нашей встрече в подмосковном писательском поселке:
- Как-то к концу рабочего дня я заметил, что Наташа Сухаревич обзванивает известных поэтов-песенников и просит их написать песню на «космическую тему». Тогда, в сентябре 1960-го, люди в космос ещё не летали, но уже летали собаки, и ясно было, что и человек вот-вот полетит…
… На вопрос поэтов… когда нужен текст, Наташа отвечала: «Через две недели».
… Услышав слова, что им на сочинение песни даётся всего две недели, песенники были возмущены легкомысленным отношением заказчицы к их непростому жанру… После того, как Наташу обругал Лев Ошанин, она совсем упала духом…
Тут я решился сказать Наташе, что если у неё под рукой никаких других поэтов нет, я могу попробовать ей помочь.
- Ты? – она посмотрела на меня с недоверием. – А ты что, пишешь стихи?
Я признался: да, пописываю.
- Но ведь песни ты никогда не писал?
- Не писал, - согласился я, - но могу попробовать.
Она долго молчала, думала.
- Ну, хорошо. А сколько времени тебе нужно?
- Завтра принесу, - сказал я.
Ей терять было нечего, она сказала:
- Что ж, дерзай.
Утром следующего дня я принёс обещанный текст и, пока Наташа читала, следил за её реакцией со страхом. А реакции никакой не было. Она читала текст, словно проходную газетную заметку, без всякого выражения на лице. «Не понравилось», - решил я. С тем же непроницаемым выражением она придвинула к себе телефон и набрала номер:
- Оскар Борисович, это Наташа Сухаревич. У меня для вас есть потрясающий текст. Пишите: «Заправлены в планшеты космические карты…»
Андрей Лоскутов