Культура

Культура

Процесс формирования кубинской нации имеет три основных начала, постепенно влившиеся в интеграцию этнического общества. Одним из его корней является население аборигенов, этническое влияние которых оказалось незначительным в результате его истребления в процессе завоевания и колонизации. В этой связи два других этнические корня, испанский и африканский, оказали большее влияние в формировании кубинского этноса. Первый из них стал результатом миграции испанского населения из метрополии, этот миграционный процесс с большей или меньшей интенсивностью наблюдался на протяжении всей истории Кубы. В первые столетия Конкисты преобладали выходцы из королевства Кастилии, в особенности с юга Испании, кроме них прибывали также многочисленные группы переселенцев с Канарских островов, из Галисии и Каталонии.

Африканские корни оставили особый след в процессе формирования кубинской культуры. Культуры чернокожих рабов различных этнических групп (йоруба, мандигна, конго, карабалия, банту) смешивались между собой на плантациях, создавая новые культурные объединения внутри самих африканских общин. Именно на плантациях, до отмены рабства, начинается процесс синкретизма между культурами рабов и их хозяев, что дало импульс развитию совершенно новой культуры, отличной от своих первоначальных корней. В современном кубинском обществе эти три начала составляют основу традиций, культуры и религиозности народа.

После победы Революции на Кубе в 1959 году развитие культуры стало одной из основных задач. С первых моментов возникла необходимость проведения глубоких преобразований в культурной сфере в условиях новой исторической реальности. В 1958 году 23,6% населения было неграмотным. В 1961 году, через два года после победы Революции, была проведена одна из самых грандиозных социальных и гуманных битв, вписавшая героические, прекрасные страницы в кубинскую историю образования, а также в политическую историю, в которой приняли массовое участие взрослые и подростки - Национальная кампания алфаветизации. Неграмотность снизилась до 1,5%, в основном это были люди, которые по причине своего преклонного возраста или по другим причинам не смогли обучиться грамоте.

История высшего образования на Кубе начинается с образования в 1728 году Гаванского университета, который на протяжении 200 лет оставался единственным университетом страны. В 1947 году был основан Университет Ориенте, а в 1952 - Центральный Университет города Лас-Вильяс. В 1959 году существовали только три государственных университета, в результате проведенной в 1962 году Университетской реформы система высшего образования была реорганизована, оно стало доступным и в других регионах страны. Открылись новые университеты, факультеты, филиалы и учебные центры по различным специальностям.

Проведенная в 1961 году Национальная кампания алфаветизации и реформа образования стали важными событиями в культурной жизни страны, в результате чего народ действительно получил право на образование и культуру. Осуществление этих реформ укрепило единство народных масс города и деревни и дало возможность кубинцам пользоваться достижениями культуры, имеющей глубокие корни, а очень многим из них - самим активно заниматься литературным и художественным творчеством.

В 1962 году основывается Национальная Школа Искусств (ENA) с целью подготовки артистов, преподавателей и пропагандистов искусства и культуры на высоком техническом, художественном, культурном и педагогическом уровне, для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие кубинского искусства и культуры.

Перед народом и государством стояла задача заново оценить самые важные произведения кубинской и мировой культуры. В связи с этим оказывалось содействие работе издательств, организации выставок и музеев, работе театральных, музыкальных и танцевальных групп, средствам массовой информации. Систематизировалась научно-исследовательская работа по изучению культурных корней и кубинского фольклора. Возрождались прекрасные начала народной культуры, которые были преданы забвению и почти утрачены для кубинского народа.

Через несколько лет профессиональная артистическая школа пополнилась молодыми талантливыми артистами нового поколения, культурное развитие страны стремительно продвигалось вперед, и это в свою очередь способствовало расцвету талантов.

Кубинская культурная политика оставалась направленной на сохранение своих корней, своей народной сущности, на пропагандирование массового участия всего населения.

С самого начала Революция заботилась об образовании и оказании помощи организациям, которые по роду своей деятельности способствовали культурному прогрессу. Среди них: «Дом Америк», Кубинский институт искусств и кинематографической индустрии (ICAIC), Национальный совет по культуре (в настоящее время - Министерство культуры), Национальный союз писателей и артистов Кубы (UNEAC), Национальная комиссия музеев и памятников.

Другие важные культурные учреждения были созданы позже: Кубинский институт книги, Кубинский институт музыки, Национальный музыкальный театр, Национальный симфонический оркестр, Национальный хор, Движение «Нуэва Трова», Национальный совет сценического искусства, Совет монументальной скульптуры, Центр реставрации и музеологии, Центр Вифредо Лама (Wilfredo Lam Centre) в Гаване  и другие.

Деятельность Национального балета Кубы, которым руководила прима-балерина Алисия Алонсо, в 1958 году пришлось свернуть в результате безразличного отношения к нему государства. Национальный балет создал Кубинскую балетную школу, известную как в стране, так и за ее пределами высоким уровнем мастерства и артистической оригинальностью. Прославились также танцевальные коллективы: Ансамбль национального танца Кубы, Ансамбль современного танца, Национальный фольклорный ансамбль, Балет Камагуэя (Ballet de Camagüey) и Про-Данса и другие.

В процессе формирования кубинской нации гениальные музыканты и композиторы обогащали кубинскую музыку, которая звучала как в самых изысканных, так и в самых популярных салонах Европы и других стран. «Сон», «дансон», «ла габанера», «чачача» - эти и другие ритмы обогатили мировую музыку.

Национальный композитор, завоевавший наибольшую популярность в мире, это, без сомнения, - Эрнесто Лекуона, более 500 его произведений стали культурным достоянием, среди них песни, различные композиции и сарсуэлы (испанские оперетты). Нельзя не назвать также маэстро Родриго Пратса, музыканта и композитора Гонсало Роиг.

На Кубе всегда творили выдающиеся личности, некоторые были и исполнителями, и композиторами, среди них: Рита Монтанер, Игнасио Вилла («Снежный ком»), Бенни Море, Синдо Гарай, Мигель Матаморос и Хосеито Фернандес, которые внесли свой индивидуальный стиль в народную и традиционную музыку.

В настоящее время кубинская музыка остается очень популярной во всем мире, стоит назвать таких знаменитых певцов, как Селина Гонсалес, Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Сара Гонсалес, Амаури Перес. Оркестры народной музыки «Ван-Ван», «Иракере» (дважды удостаивалcя музыкальной премий «Грэмми»), «N.G. La Banda», «Adalberto y su Son», известные во всем мире, а также исполнители музыки в стиле «сальса», такие как Paulito FG, Issac Delgado и Манолин продолжают лучшие традиции кубинской музыки. В классической музыке необходимо выделить Франка Фернандеса, Камерату Ромеу, Гарольда Граматгес, Альдо Родригеса, Лео Брауера. В настоящее время в стране насчитывается более 11 600 профессиональных музыкантов высокого уровня.

Среди самых выдающихся личностей всех времен, посвятивших свой талант кубинской культуре - Хосе Марти, автор многочисленных газетных статей, очерков, речей и поэм, ставший примером служения идеалам свободы, писатели Алехо Карпентиер и Дульсе Мария Лоинас, удостоенные премии Сервантеса, Элисео Диего, награжденный  Премией Хуана Рульфонациональный поэт Николас Гильен, один из самых знаменитых испаноязычных поэтов, а также многие другие всемирно известные кубинские поэты и писатели, такие как Хосе Лесама Лима, Синтио Витиер Минель Варнет, Пабло Армандо Фернандес, Сальвадор Вуено, Дора Алонсо, Феликс Пита Родригес и Онелио Хорхе Кардосо.

Куба покровительствует одной из самых престижных премий в мире - Премии «Дом Америк», что каждый год дает возможность познакомиться с произведениями латиноамериканской литературы на испанском языке, а также на португальском, написанными бразильскими писателями, карибской литературы на английском, французском и креоле (диалект гаитянского народа) языках.

Одним из главных центров культурной системы является Кубинский институт книги. Число изданий книг увеличивается, что свидетельствует о постепенном возрождении национальной книги. В этом заслуга также и других издательств страны.

Кубинскую живопись, керамику, архитектуру, гравюру, графику и скульптуру характеризует высокий творческий художественный уровень. Важную роль в этом играют Школа пластического искусства им. Сан Алехандро, Национальная Школа Искусств и Институт Искусств.

Одними из выдающихся кубинских художников являются: Леопольдо Романяч, представляющий академизм начала века, Виктор Мануэль Гарсия, Карлос Энрикес, Рене Портокарреро, Мариано Родригес, Амелия Пелаес, Вильфредо Лам, которые по новому отобразили кубинскую самобытность в пластическом искусстве, а также Марсело Поголотти, Луис Мартинес Педро Рауль Мартинес, Файяд Хамис, Сервандо Кабрера, Мануэль Мендиве, Нельсон Домингес, Альфредо Сосабраво, Арнальдо Ларринага, Эдуардо Рока (Чоко), Флора Фонг, Сайда дель Рио, Белкис Айон и другие. Кубинская живопись в настоящее время переживает период своего расцвета, растет международный интерес к художественным произведениям, регулярно проводятся выставки и другие мероприятия, картины кубинских художников с успехом продаются в Соединенных Штатах, Европе, Латинской Америке и даже в Азии.

Кубинская скульптура также достигла немалых высот. Стоит назвать в этой связи имена таких всемирно известных мастеров, как Агустин Карденас, Санду Дарие, Рене Негрин, Оснельдо Гарсия, Кинтанилья и другие.

Графика на Кубе получила свое развитие после победы Революции. Художественное гравирование получило широкое распространение, было открыто несколько мастерских, где художники сочетали в своем творчестве традиционную технику и экспериментирование.

Кубинское кино, характеризующееся собственной неповторимой выразительностью, удостаивалось многих премий на международных фестивалях, что свидетельствует о мировом признании многолетней работы кинематографистов, в частности можно отметить режиссеров полнометражных фильмов Хулио Гарсия Эспинозу и Томаса Гутьеррес Алеа..

Высокий уровень, достигнутый кубинским кинематографом, не идет ни в какое сравнение с дореволюционным периодом. С 1959 по 1997 год всего было выпущено (в том числе и совместно с другими странами): 190 полно- и короткометражных фильмов, 220 - документальных и более 280 - мультфильмов. Говоря о развитии кубинского кинематографа, необходимо отметить деятельность Сантьяго Альвареса, который создал программу новостей латиноамериканского ICAIC (The Cuban Institute of Cinematographic Art and Industry) и некоторые документальные фильмы, тем самым основав новую школу.

Стоит отметить появление многочисленных красочных афиш к фильмам, получившим мировую известность и награжденным международными премиями за их высокий художественный уровень, а также за прекрасную музыку к ним, исполняемую музыкантами мирового масштаба. Более чем за 40 лет своего существования кубинская кинематография завоевала международный авторитет и продолжает вызывать большой интерес у зрителей и критиков самых разных стран.

Под покровительством ICAIC ежегодно в Гаване проводятся престижные Международные фестивали нового латиноамериканского кино, куда съезжаются звезды кино со всего мира, чтобы показать свои фильмы и обменяться идеями и опытом. Впервые Фестиваль прошел в 1979 году, и с тех пор кубинская столица является местом проведения этого международного форума, который предоставляет возможность познакомиться с новейшими работами в киноискусстве.

С образованием театральной профессиональной школы и появлением новых драматургов накапливается новаторский опыт, примером тому - Театральная группа «Эскамбрай».

Общество является самой главной основой культурной деятельности. В этой связи нельзя не отметить роль районных Домов культуры, развивающих социально-культурную идею, которые активно посещают широкие слои населения. Такое повышенное внимание к культурному прогрессу оказывается в стране, где большая часть ресурсов направляется на выполнение грандиозной задачи экономического и социального развития в условиях агрессии и блокады в различных проявлениях. Ничто не может лучше показать огромное значение, которое народ, государство и Коммунистическая партия Кубы придают роли искусства и литературы в социальном развитии.

Опорой, поддерживающей и обеспечивающей развитие процесса кубинского художественного творчества, являются школы искусств страны. Эта образовательная система высокого уровня - одно из самых прекрасных завоеваний Революции в сфере культуры. Более 20 школ дают начальное образование, 21 - среднее, Институт Искусств - высшее, по специальностям: музыка, танец, балет, пластическое искусство, цирковое искусство, музыкальный спектакль, театр и другие. Некоторые выпускники этих учебных заведений последних десятилетий стали выдающимися деятелями искусства и культуры, получившими мировое признание. Несмотря на то, что процесс обучения претерпевает серьезные трудности из-за нехватки материальных и технических ресурсов, ни одно из учебных заведений не закрыло своих дверей.

На Кубе 222 музея, 51 театр, 443 кинотеатра, 156 видеозалов, 123 галереи искусств и 357 библиотек. Большинство концертов и музыкальных спектаклей с участием кубинских и зарубежных артистов проходят бесплатно для населения под открытым небом - в Амфитеатре в Старой Гаване, на Малеконе, а также на Площади Революции.

Информация предоставлена http://www.cubakaz.com

Поделиться ссылкой:

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ С КУБОЙ

ТЕЛЕФОН: +7(495)510-09-95,776-14-79

EMAIL:

Поиск по сайту