Музыка. Она такая разная. Веселит, вдохновляет, бодрит, поддерживает, сопереживает, толкает, останавливает, умиротворяет, возбуждает – продолжать можно бесконечно. Какой бы она ни была для каждого из нас, мы просто не можем жить без нее.
У каждого есть свои предпочтения, но независимо от них остаться равнодушным к кубинской музыки просто невозможно. Она такая настоящая, естественная, искренняя и позитивная, что воспринимается как естество.
История решила разделить музыкальную культуры Кубы на две эпохи – доколониальную и послеколониальную. Абсолютно две разные эпохи. Одна - зародилась с Кубой и ее кореными жителями, другая - бережно перенесена конквистадорами и рабами из Африки, в последствии став визитной карточкой страны.
О музыке коренных обитателей Кубы - индейцев гуанахатабибес, сибонейес и таинос - сохранились лишь свидетельства летописцев. Из их описаний известно, что главной формой коллективного песенно-танцевального искусства индейцев были так называемые ареито, в которых органически сочетались музыка, пение и танец-пантомима. Главным музыкальным инструментом индейцев таинос был горизонтальный, цилиндрической формы барабан, выдолбленный из ствола дерева. Вместо мембраны в его стенках прорезалось одно или несколько отверстий. Известны погремушки (маракас) из дерева или высушенной тыквы, большие морские раковины (гуамо), употреблявшиеся как военные сигнальные трубы, а также тростниковые или костяные флейты простейшего типа (без отверстий). Ни на одном из этих инструментов нельзя было воспроизвести какую-либо мелодию.
Первыми профессиональными музыкантами были участники военных оркестров, прибывшие на Кубу с отрядами конкистадоров - тамборерос (барабанщики), исполнители на больших рожках (корнета), кларнетах (сампонья) и флейтах (пифано) - типичных испанских инструментах 15-16 вв.
Чтобы найти корни современной кубинской музыки, стоит обратиться к Западной Африке, где процветала работорговля. Западно-африканские племена (например, Йоруба (Yoruba), Конго (Congo) ещё в древности создавали ритмы, служившие молитвами при обращении к различным богам. На Новом Свете рабы использовали ритмы барабана при проведении молитв. Большинство слушателей латиноамериканской музыки даже не знает, что ритмы барабана, под которые мы танцуем, фактически несут религиозное значение и посвящены различным африканским богам.
Так появилось первое, и по сей день, очень важное направление духовной жизни Кубы – Афро-Кубинский фольклор – ритмы, песни и танцы афро-кубинских богов Оришас (Orichas).
В 19-ом веке за счет смешения испанского пения и африканских ритмов рождается Румба (Rumba). На ящиках и сковородках исполнялись сложные полиритмы, которые служили аккомпанементом поющим и обозначали ритм для танца. Местом зарождения Румбы были бедные кварталы Кубы. В свободный от работы день соседи по solar (общежитие) сходились в одном месте, чтобы позабыть свои невзгоды, растворившись в танце. Позднее, эволюция румбы привела к замене ящиков на знаменитые конги.
В начале 1930-х годов элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения) соединившись с африканскими ритмами и ударными инструментами, рождают новый стиль кубинской музыки – Дансон (Danzon) и Сон (Son) - прославивший страну на весь мир. Соединение Румбы и Сона дает Ча-ча-ча, потом Мамбо и, наконец, Сальсу, которая впоследствии превратилась в Тимбу – новое оригинальное течение в танцевальной музыке. Эта ветвь Сальсы родилась в конце XX века и представляет собой Сальсу с примесью всех разновидностей кубинской музыки, джаза, рока, хип-попа с весомой долей ударных инструментов.
В числе музыкальных учебных заведений Кубы: консерватория им. А. Рольдана, школа хорового пения и повышения музыкального мастерства в Гаване, консерватории в Марьянао и Гуанабакоа. Издаются журнал "Revista de musica" и информационный бюллетень "Musica".
Среди музыкантов-исполнителей международную известность приобрели дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, пианисты С. Манфугас, С. Родригес Карденас, Ньола Саиг, С. Тьелес, X. Гомес Лабранья, скрипачи X. Уайт и К. X. Д. Бриндис де Салас, Э. Тьелес, А. Рейес, певцы Р. Кальсадилья, И. Бургет, С. Моралес, Д. Карраль, гитаристы Х. Ортега, Л. Брауэр.
Без сомнения, интенсивность и выразительность кубинской музыки, ее международная слава и авторитет продолжают расти. В настоящее время кубинская музыка, во всех ее проявлениях, является мощным показателем оригинальности кубинской культуры.